воронка продаж онлайн школы

Как удержание клиента влияет на прибыль: рассказываем
про Retention маркетинг

Как удержание клиента влияет на прибыль: рассказываем
про Retention маркетинг

Анна Поташева
Контент-менеджер RAMM
Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта. Выключите его для полного доступа ко всем материалам SMS DAR
"Один старых друг лучше новых двух", или почему так важно повышать лояльность клиентов к бренду, способствовать их удержанию и приведению к повторным покупкам рассказываем в этой статье. Также делимся формулами для расчета коэффициента retention и инструментами для него.

      Что такое retention-маркетинг

      В русском языке нет эквивалентного перевода. Чтобы разобраться с этим определением, нужно понять, что понятия в себя включают по отдельности.

      Retention в переводе с английского — удержание, сохранение. А маркетинг, если говорить очень просто – продвижение продуктов. Его главные задачи: понять желание потребителя, решить, как удовлетворить их, и получить за это прибыль.

      Поэтому ретеншн-маркетинг можно определить как удержание клиентов для совершения ими повторных покупок и получения прибыли. Делается это с помощью определенных инструментов, четкой стратегии и ее анализа. Один из главных показателей хорошей ретеншн-стратегии — высокая лояльность покупателей.

      История возникновения

      Термин retention-маркетинга стал популярным около 30 лет назад, когда цифровые продукты начали набирать популярность. Собственно к ним он, в основном, и применим до сих пор. Начали появляться инструменты для связи с существующими клиентами, которые позволяли выстраивать стратегии и конкурировать, например, с рекламой на ТВ, радио и другими средствами массового вещания.

      Ретеншн-маркетинг основывается на простой математике. Согласно исследованию, на привлечение новых покупателей, бизнес тратит минимум в 5 раз больше денег, чем на приведение существующего клиента к повторной покупке. Согласитесь, лояльному клиенту проще продать новую услугу: он знаком с брендом, его продуктами, пробовал их в действии и получал положительный результат от этого. В то время как потенциального покупателя нужно убедить в том, что ему нужен именно ваш бренд и его продукты или услуги.

      Зачем и кому нужно удерживать клиентов

      Представим ситуацию: вы — стартап, у которого в этом месяце нет бюджета на привлечение новых клиентов по доступным каналам. Как долго вы сможете продержаться на плаву до момента, когда бизнес развалится? День, неделя, месяц? Будет ли смысл в него снова вкладывать деньги или нет?

      А если позаботится заранее о том, чтобы доля вернувшихся клиентов была высокой, то шанс "выжить" увеличивается кратно. По данным Brandon Gaille 12-15% лояльных покупателей приносят 55-70% продаж. Если вы хотите стабильно получать прибыль и, соответственно, бюджет для инвестиций в развитие, обязательно разрабатывайте retention-стратегию для неоднократного возврата клиентов.

      Еще немного цифр: если увеличить удержание клиентов всего на 5%, это приведет к приросту прибыли более чем на 25%. Об этом говорят исследования в сфере финансовых услуг. Ведь лояльный клиент покупает не только больше, но и средний чек по сумме, как правило, превышает чек нового клиента.

      Забери бонус

      Зарегистрируйся на сервисе мобильных рассылок SMS ДАР, пополни баланс в течение 3 дней, бонус 10% начислится автоматически*
      Нажимая кнопку "Получить 2000 руб", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
      *Для новых клиентов в первые 3 дня после регистрации
      Есть еще положительный момент — лояльный покупатель может стать дополнительным и условно бесплатным каналом для привлечения новых покупателей. Делает он это посредствам сарафанного радио или став адвокатом бренда.

      Что касается вопроса "кому же нужно удерживать клиентов", то ответ предсказуем — всем. Безусловно, есть бизнес, где от количества притока новой аудитории будет зависеть прибыль в большей мере, чем от retention клиентов. Например, в банковской сфере, в недвижимости, в автосалонах — там, где есть ограниченное количество продуктов и длительный срок их использования. Зато в бьюти сфере, ресторанном бизнесе основную часть прибыли приносят retention покупатели. Чем их больше, тем легче пережить кризисные моменты.
      эффективная рекламная кампания

      Считаем CRR на примере онлайн-магазина

      Для расчета важно количество трех показателей: пришедших клиентов всего, их число на конец и на начало периода. Собираем в формулу:
      CRR (Customer Retention Rate) = число клиентов на конец периода - число клиентов, пришедших за весь период) / число клиентов на начало периода * 100%
      Теперь предположим, что показатели нашего онлайн-магазина были следующими:
      - 215 клиентов на начало периода
      - 45 новых клиентов было за период
      - 71 из 215 клиентов не совершили покупку за весь период

      Получается, что число клиентов на конец периода у нашего онлайн-магазина было: 215 + 45 - 71 = 189

      Считаем CRR: (189 - 45) / 215 * 100% = 67%

      То есть мы рассчитали коэффициент — retention rate n-периода. Появилось больше вопросов: это нормально или не очень? За какой период нужно брать показатели?

      За период расчета RR стандартно принимают RR первого дня, седьмого и 30-ого. Но следует помнить про специфику и поведение пользователей.

      Например, если у вас фитнес-приложение, то RR можно считать каждый день. Ведь вам важно, чтобы пользователи вовлекались в процесс тренировки, смотрели рекламу с платными программами и т.д. Если это какой-то игровой сервис, то RR можно смотреть в разрезе суток.

      Как оценивать свой CRR

      Для каждой сферы CRR будет разный, поэтому нужно ориентироваться в первую очередь на свою работу. Проанализируйте полученные данные по CRR и посмотрите на динамику. Она положительная или отрицательная? Что способствует этому?

      За основу анализа можно брать любые данные, которые касаются:
      • 1
        Посетителей
        Анализ посещаемости сайта в зависимости от сезона, уровень отказов, количество трафика, взаимодействие с сервисами
      • 2
        Покупателей
        Промежуток времени от первого посещения до первой покупки, соотношение новых к вернувшимся, группы по сумме чека и числу покупок
      • 3
        Сайта
        С какого устройства чаще заходят, на каких страницах больше проводят времени, популярные категории или разделы сайта, поведение после обновлений
      • 4
        Продукта
        Поиск по ключевым словам, популярные категории и продукты, предпочтения.
      Анализировать можно также и эффективность каналов конкурентов для коммуникаций, программы лояльности, свои базы подписчиков на динамику новых и отписавшихся, срока жизни и LTV.

      Исходя из динамики будет понятно, как корректировать и выстраивать retention стратегию в будущем. Здесь важно отметить, что если компания на рынке давно, то данных для анализа может быть слишком много. Поэтому в этом случае не стоит в них зарываться — выделите основные и работайте по ним. Если же компания новая, то данных, наоборот, будет не хватать. Основой для выстраивания стратегии будут тезисы и гипотезы, которые в дальнейшем нужно корректировать по мере появления информации.

      Советы по увеличению показателей удержания клиентов

      Перед тем, как приступить к увеличению показателей, важно понимать, что какими бы ни были хорошими способы коммуникации с клиентами, какие бы "вкусные" предложения вы им не делали, если ваш продукт слабый, то все остальные действия будут бесполезны. Поэтому первое, над чем мы начинаем работать — повышаем качество продукта или услуги.

      Далее подключаем все возможные плюшки:
      • 1
        Программы лояльности. Ее выгода должна быть видна покупателю и понятна — это способствует новым рекомендациям и притоку новых клиентов
      • 2
        Реферальные программы, клубы постоянных покупателей или закрытые VIP группы
      • 3
        Улучшаем точки контакта. Например, создаем чат-бота для решения типовых вопросов с возможностью подключения менеджера, улучшаем интерфейс сайта или приложения. Если у вас офис в огромном здании, показываем путь к нему, указываем контактный телефон для связи
      • 4
        Сегментируйте клиентов для рассылок персональных предложений
      • 5
        Будьте полезными и не обманывайте, превосходите ожидания. Например, вы — интернет-магазин здорового питания. За подписку на рассылку пообещали гайд по выбору питания. Не забудьте отправить! А а бонусом приложите памятку для чекапа здоровья
      • 6
        Анализируйте историю покупок пользователей и предугадывайте, что еще покупателю может пригодиться
      Способов и вариантов удержания масса. Не бойтесь подходить к этому процессу творчески, чтобы запоминаться и выделяться.

      Как повысить retention rate через рассылки

      Давайте рассмотрим на примерах для наглядности.

      • Клиент совершил покупку и больше не возвращался. Сделайте триггерную рассылку, например, ко дню рождения:
      С днем рождения, Ирина!

      Дарим персональную тренировку от нашей сети FITNESPro. Забронируйте удобное время в ближайшей студии по ссылке: fitpro.com/by234. Подарок действует до 28 февраля

      • Сегментируйте базы и делайте персонализированные рассылки, например, к праздникам или с акциями:
      Что подарить ко Дню Матери? Делимся подборкой товаров для самых дорогих людей на сайте: podarok.org/111. При покупке одного подарка, второй со скидкой 25%
      • Реактивируйте базу с помощью программы лояльности:
      Марина, на вашем счету 314 бонусных рублей. 1 б.р. = 1 рублю. Оплачивайте бонусами любимые товары по уходу за собой до 50% от суммы чека. Ждем вас: ул. Красных холмы, 10
      • Запрашивайте отзывы и делайте допродажи:
      Алексей, спасибо за визит в стоматологию "УЛЫБКА". Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями и получите скидку 20% на следующий визит: ylibka.ru/otziv
      • Придумайте промокоды, если произошла техническая ошибка или сбой по вашей вине. Например, когда курьер опаздывает с доставкой:
      Упс! Такое случается редко, но сегодня именно тот день — наш курьер под влиянием ретроградного Меркурия заблудился и опаздывает. В качестве извинений примите скидку 15% на следующую доставку самым быстрым курьером в нашей компании. Просто введите FAST101 при следующем заказе
      Также можно благодарить клиентов за преданность персональными промокодами, уведомлять о статусе заказа.

      На главной странице SMS ДАР вы можете выбрать оптимальный канал для рассылки: SMS, Viber, WhatsApp или Telegram. Перед тем, как настроить рассылку, вы можете бесплатно изучить возможности нашего сервиса после небольшой регистрации.
      Читайте также