маркировка рекламы

Тонкости маркировки рекламы по SMS
и в мессенджерах: полный обзор нового закона

Тонкости маркировки рекламы по SMS
и в мессенджерах: полный обзор нового закона

Евгения Петроченко
Руководитель отдела маркетинга
Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта. Выключите его для полного доступа ко всем материалам SMS DAR
Уже год маркетологи и предприниматели стремятся разобраться во всех нюансах маркировки рекламы, однако до сих пор у игроков маркетингового рынка возникает немало вопросов. В статье разбираемся, как работает закон в мобильном маркетинге.

      Что означает маркировка рекламы?

      С 1 сентября 2022 года в России принят закон о маркировке рекламы в Интернет. Это означает, что любой креатив, размещенный онлайн, должен получить индивидуальный токен и быть зарегистрирован в ЕРИР (Едином реестре интернет-рекламы). Напрямую регистрировать креативы рекламодатель не может – делается это через ОРД (операторов рекламных данных). С ОРД важно заключить договор.


      Отчитываться необходимо и до размещения рекламы, и после нее в течение 30 дней То есть если вы хотите разместить рекламу, вы посылаете креатив в ОРД, ОРД в ответ присылает вам номер токена, который должен быть опубликован вместе с рекламой. После размещения также необходимо передать данные в ОРД. Например, если вы размещались в октябре, данные от компании необходимо предоставить до конца ноября.


      Цепочка участников получается такая:
      маркировка рекламы
      Доступ к данным в ЕРИР имеют Роспотребнадзор, ФНС и ФАС.


      Номер токена и пометка "реклама", по закону, размещается непосредственно на рекламном материале. Если это баннер, то поверх изображения, рекламный пост в социальных сетях – в конце текст. Для аудио и видео форматов также есть предусмотренные форматы. Например, если вы вы интегрируете размещение в видеоролик блогера на Youtube, номер токена можно наложить поверх текстом или добавить в описание к ролике. Перед токеном необходимо указать пометку erid. Выглядеть это будет так:
      маркировка рекламы
      Помимо номера токена, на материалах должна стоять пометка "реклама" и быть указаны название рекламодателя и его ИНН.


      Все организовано для того, чтобы потребитель в онлайн всегда мог знать, что перед ним реклама, а не обычный информационный материал.

      Новый закон о маркировке рекламы и изменения с 1 сентября

      Закон действует уже год, однако с 1 сентября 2023 года он стал обязательным для всех игроков рынка, а для нарушителей предусмотрены штрафы.
      Реклама – это сообщение, адресованное неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, она создаёт интерес к нему и его продвигает на рынке.
      Что считается рекламой по закону?

      • таргетированная реклама
      • контекстная реклама
      • реклама в СМИ
      • самореклама, если она подчеркивают выгоду одного конкретного товара из ассортимента или предлагает акцию на определенные товары
      • SEO-статьи
      • нативные интеграция и рекламные размещения у блогеров


      Есть и неочевидные форматы рекламы, которые необходимо маркировать. Например, подкасты, интеграции в трансляции. Если вы используете нестандартное маркетинговое продвижение, лучше уточнить необходимость маркировки у ОРД. Только тогда есть гарантия, что Роскомандзор не сочтет размещение нарушением и не выкатит компании штраф.


      Маркировка предусматривает список официальных операторов – тех, кто может выдать вам токен и подать данные в ЕРИР. Список участнков утвержден Роспотребнадзором: «Лаборатория разработки», Сбер, «Яндекс Оператор Рекламных Данных», Яндекс, «ВК Рекламные технологии», Вконтакте, «ОЗОН ОРД», Ozon, «МедиаСкаут», МТС, «Первый ОРД», ВымпелКом, «ОРД-А», Амбердата. У ОРД есть право ввести оплату за свои услуги, но пока большинство из них выдают токен без оплаты. Выбирайте компании из официальных представителей и заключайте с ним договор.


      Еще один нюанс в том, что вы маркируете точный креатив. При любых изменениях вам необходимо получать новый токен. Например, если вы согласовали макет, получили токен и готовы запускаться, а босс врывается в кабинет со срочными правками, новый макет придется заново регистрировать у ОРД и получать на него новый токен.

      Что можно не маркировать?

      За последний год закон получил множество официальных разъяснений и комментариев от его создателей, в том числе, по списку форматов, которые не обязательно маркировать.


      Вот что маркировать не нужно:

      • собственные товары на сайте (за исключением саморекламы)
      • email рассылки и рассылки по SMS и в мессенджерах (при использовании собственной базы клиентов)
      • рекламу с ТВ и радио, размещенную без изменений
      • новостные пресс-релизы
      • социальную рекламу
      • призывы на подписки на собственные ресурсы и чат-боты
      • ссылки на свой контент в других социальных сетях


      То есть если вы запускаете рассылку с SMS Победа по собственной базе, маркировать такую рекламу не нужно. Это не нарушение, бизнес остается в безопасности. При выборе таргетированной базы креатив и текст необходимо будет передать в ОРД, получить токен и промаркировать – такая реклама уже попадает под закон о маркировке.
      Запустить рассылку по собственной базе в мессенджерах без маркировки

      Что считается рекламой в мессенджерах?

      Конкретного разъяснение по рекламе в мессенджерах регуляторы закона не предоставляли, однако исходя из объема информации можно определиться с форматами, которые считаются рекламой. Эти форматы на площадках необходимо маркировать токенами и подавать о них данные в ОРД.


      Реклама в каналах, чатах и группах
      Для закона не имеет значения, платная это реклама или нет: даже если вы размещаетесь по бартеру, рекламу нужно промаркировать, иначе Роскомандзор сочтет это нарушением.

      Telegram Ads
      Официальные рекламный канал Telegram попадает под действие закона о рекламе и нуждается в маркировке

      Рассылка по таргетированной базе
      Такая рассылка рассматривается как таргетированная реклама бизнеса, должна быть зарегистрирована и содержать номер токена


      Формат рассылки по собственной базе клиентов, по закону, рекламой не считается – ее можно использовать в маркетинговом продвижении без регистрации в ОРД.
      Запустить рекламу в мессенджерах без риска штрафов

      Штрафы за отсутствие маркировки

      Роспотребнадзор с 1 сентября 2023 года начал следить за исполнением закона. Нарушителей привлекают к ответственности и назначают внушительные штрафы, какие бы площадки для размещения вы ни использовали. За несоблюдение новых правил придется оплатить штраф в размере:
      РЕКЛАМОДАТЕЛИ

      для физических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
      для должностных лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
      для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.


      РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

      для физических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
      для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
      для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.


      ОПЕРАТОРЫ РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ

      для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
      для юридических лиц — от 300 до 700 тысяч рублей.
      Даже если вы не заключали договор с рекламорастранителем, не подписывали акты и даже деньги не платили (например, размещались по бартеру), нарушение все равно будет зафиксировано системой.

      Что такое токен (идентификатор ERID)

      Мы уже выяснили, что токен – это индивидуальный код креатива, который содержит зашифрованные данные о рекламодателе. Он размещается на всех креативах, которые считаются рекламой в интернете.


      Токен выдается ОРД при регистрации, при этом он индивидуален для каждого отдельного креатива, даже если они объединены общей рекламной кампанией. Например, если для одной акции у вас есть три разных изображения, вам необходимо получить три токена – по одному на каждое изображение. То же касается, например, рекламных постов. Каждый отличающийся пост должен быть промаркирован собственным токеном.


      Будьте внимательны: номер и соответствие токена проверяется роботом системы, поэтому формат его размещения должен строго соблюдаться для безопасности вашего бизнеса и всех участников цепочки: рекламораспространителя и ОРД..


      Существует два варианта размещения:
      С кликовой ссылкой

      https://www.site.ru/detail/3665/?erid=LjN8K7Mbs
      после / необходимо поставить ?erid, а после – токен без пробелов


      Без кликовой ссылки

      erid: LjN8K7Mbs
      после двоеточия должен быть пробел, чтобы робот корректно считал номер токена

      Инструкция по маркировке рекламы в мессенджерах

      Итак, что надо сделать, если вы планируете запускать рекламу в мессенджерах.


      1. Если вы планируете запустить рассылку по собственной базе

      Делать ничего не нужно – достаточно зарегистрироваться в личном кабинете SMS Победа, загрузить свою базу и поставить рассылку в план

      Получить 2000 рублей

      при регистрации в личном кабинете и запустить рассылку без маркировки
      Нажимая кнопку "Получить 2000 руб", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
      2. Если вы планируете использовать таргетированные базы, рекламу в каналах, чатах и группах или Telegram Ads

      В этом случае вам необходимо будем зарегистрировать рекламное объявление у участников списка Роскомнадзора, получить токен и разместить данные о нем в конце креатива


      Вот как это работает:
      маркировка рекламы
      Если у вас остались вопросы, вы можете задать их в комментариях или связаться с менеджерами SMS Победа для более детального обсуждения закона. Желаем вам высоких продаж!


      Если вам понравилась статья, поставьте ей лайк. Тогда мы будем знать, про какие инструменты и аспекты мобильного маркетинга рассказывать больше.
      Читайте также